Бизнесу нужен закон без излишних теоретических отступлений о том, что такое «контроль», «надзор»; предпринимателям сегодня требуется своего рода практическая инструкция, как вести себя при проверках, считает Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Именно с этих позиций Палата подготовила и направила в Правительство заключение по проекту ФЗ «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации».

Этот закон, заменив нынешний ФЗ 294, должен будет ввести в России риск-ориентированный подход при проверках.

Бизнесу, подчеркивает глава ТПП РФ, нужен системный нормативный правовой акт, который бы закрепил ответственность проверяющих и методы оценки эффективности их работы и, что чрезвычайно важно, ввел надежный механизм защиты предпринимателей от произвола при проверках.

Однако первоначальная версия законопроекта разочаровала предпринимателей, особенно представителей малого и среднего бизнеса.

Это понятно, говорит Сергей Катырин, поскольку для малых проверки могут стать непосильным административным бременем. Хорошо зарекомендовавшие защитные механизмы для бизнеса, прописанные в ныне действующем законе, только частично были перенесены в проект. Вопросы возникли и в отношении определения категорий риска. Возникли опасения, что даже бремя доказывания отнесения бизнеса к той или иной категории риска может лечь на предпринимателей как еще одна дополнительная нагрузка.

Палата предложила доработать документ с учетом мнения бизнеса. Законопроект приведен в более удобную для правоприменения форму. Из сферы действия будущего закона выведены оперативно-розыскные мероприятия, государственный и муниципальный финансовый контроль. В новой редакции проекта органы местного самоуправления не наделяются надзорными полномочиями. Расширен перечень грубых нарушений со стороны проверяющих, при которых результаты проверок могут быть признаны недействительными.

Сегодня Палата добивается, говорит Сергей Катырин, чтобы в законе был смещен акцент с «карательной» составляющей проверок на превентивную, предупреждающую. Внимание должно быть уделено институту добровольного декларирования соответствия, широкому применению профилактических мероприятий, снижению административной нагрузки на добросовестный бизнес.