За последние годы русские покупатели не только стали активными игроками на рынке антиквариата, но и задали своего рода стандарт русских торгов – на которых должны присутствовать вещи, сочетающие первые имена классического русского искусства и высокое качество. С 23 апреля по 17 мая 2013 года аукционный дом «Русская эмаль» представит топ-лоты предстоящего аукциона «Русская классика», коллекция которого (более 250 лотов) включает в себя работы мастеров, вызывающих повышенное внимание на любых русских торгах – в России или за границей.
Это, прежде всего, прекрасная большая сангина «Натурщица» Бориса Кустодиева (1915 г., эстимейт 200 тыс.долл.,) из коллекции В.Е. Афонина (Ленинград) и, экспонировавшееся на выставке Союза русских художников, масштабное полотно Константина Юона «Тройка в Угличе» (гуашь, темпера, 1910-е гг., эстимейт 1 млн. долл.), из собрания профессора Л.Г. Лойцянского (Ленинград).
Эскиз женского платья Льва Бакста (1912 г., эстимейт 150 тыс. долл.), – свидетельство разносторонней творческой деятельности мастера, который был признан не только как живописец, но и как дизайнер. Среди его заказчиц – балерина Ида Рубинштейн, маркиза Луиза Казати, великая княгиня Елена Александровна, графиня Ф.Г.Орлова-Давыдова, княгиня Н.П. Горчакова. Представленный на торгах эскиз послужил основой для платья оперной певицы Ж.Белак.
Настоящие русские торги не могут обойтись без произведений Императорского фарфорового завода: 18 мая на аукцион будут выставлены две «Военные» тарелки (из серии с бирюзовым бортом). Тарелка с изображением Московского военно-учебного округа, на которой обучаются военному искусству юные кадеты (1843 г., художник М. Крюков) оценена в 50-60 тыс. долл., а тарелка с изображением 2-го пехотного корпуса «6й Полевой Арти. Бригады», а именно – барабанщика, фейерверкера, рядового батарейной батареи и обер-офицера (1838 г., художник Н. Яковлев) – в 43,5-55 тыс. долл.
Поражающий великолепием чайный сервиз с декором по рисункам росписей лоджий Рафаэля в Ватикане, созданный мастерами ИФЗ по заказу Кабинета его императорского величества для Лондонской всемирной выставки 1862 года (28 предметов: чайник, молочник, сахарница, полоскательница и 12 чашек с блюдцами,1861–1863.), представляет не только художественную, но и историческую ценность. Предметы сервиза украшены медальонами с аллегориями чувств и стихий, Венеры, амуров, нимф (эстимейт 200-300 тыс.долл).
Произведения самых знаменитых русских серебряников продолжают раздел декоративно-прикладного искусства. Великолепная гигантская (38,5х22 см.) серебряная кружка, украшенная расписными эмалями, на крышке которой витязь поражает булавой дракона – является уникальным образцом работы мастеров фирмы Ивана Хлебникова (1899-1908 гг., эстимейт 50-65 тыс.долл.).
Редкий по сохранности и мастерству исполнения серебряный прибор для вина (поднос, кувшин и восемь рюмок в оригинальном футляре) фирмы Павла Овчинникова, украшенный полихромными эмалями, был создан в 1899-1908 г. и в советское время стал дипломатическим подарком: на серебряной табличке, прибитой на футляр, гравирована дарственная надпись: «Господину послу Гуссейн Рагиб-Бею на хорошую память о совместной великолепной поездке по прекрасной Турции. К. Е. Ворошилов» (эстимейт 200-250 тыс.долл.).
В мастерских Ивана Тараброва был создан подарочный серебряный, украшенный кабошонами, ковш (1899-1908 гг., эстимейт 35-50 тыс.долл.), замечательный не только художественным уровнем работы, но и внушительными размерами (50х25х24 см.). Выставленная на торги икона «Господь Вседержитель», явно выполненная по заказу в характерном «русском стиле», украшена серебряным с эмалями окладом – прекрасным образцом мастерства серебряников Тараброва (конец XIX-начало XX вв., эстимейт 40-50 тыс.долл.).
После русского серебра – русское стекло: изящный, украшенный изображением двуглавого орла кубок из бесцветного стекла с вензелем императрицы Елизаветы Петровны (Россия, конец 1740-х – начало 1750-х., высота – 27,2 см.). На противоположной стороне кубка, созданного на одном из русских заводов XVIII века (завод Мальцовых, либо завод Немчиновых), композиция, состоящая из воинских трофеев. Эстимейт 6-8 тыс.долл.
Среди топ-лотов «ювелирного» раздела – украшенная алмазами и рубинами, брошь «Кабинетская» – пример работы мастерской Фаберже по заказу Кабинета его императорского величества (1908-1917 гг., эстимейт 10-15 тыс.долл.). Кабинетом называлось учреждение в составе Министерства императорского двора, ведавшее имущественными делами дома Романовых, в структуре которого находилась специальная кладовая с большим запасом драгоценных вещей: для подарков императоров и императриц своим подданным – знаков монаршей милости. Вторая брошь Фаберже (золото, серебро, бриллианты, рубины) на этих торгах – романтичного фантазийного дизайна – относится ко времени, когда создавались лучшие бриллиантовые вещи фирмы (1880-1890-е гг., 50-60 тыс.долл.).
Украшенная бриллиантами и алмазами брошь «Букет», состоящая из трех крупных распустившихся цветков и одного бутона, внизу «перевязанных лентой», является великолепным и достаточно редким образцом ювелирных изделий второй половины XIX в. (эстимейт 30-40 тыс.долл.). Золотой нож для писем (1893-1909 гг., эстимейт 8-10 тыс.долл.), украшенный костью, бриллиантами и сапфирами и сохранивший «родной» футляр, изготовлен в мастерской придворного поставщика Карла Гана, чьи произведения высоко ценятся коллекционерами.
И, наконец, один из самых замечательных, как в художественном, так и в историческом смысле, лотов майского аукциона – каминный гарнитур в «русском» стиле, выполненный из никелированной бронзы с использованием майоликовых деталей и вставок, и состоящий из часов и пары канделябров на шесть свечей (1876 г., 200-250 тыс.долл.). Наиболее вероятным создателем уникального гарнитура, не имеющего аналога в музейных и частных коллекциях, следует считать Ипполита Антоновича Монигетти (1819 – 1878) – одного из крупнейших отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства второй половины XIX в. Гарнитур впервые был продемонстрирован на Всемирной выставке 1876 в Филадельфии, приуроченной к 100-летию со дня основания Соединенных Штатов Америки. Американские газеты очень подробно описывали и высоко оценивали выставочные работы, а наглядным подтверждением описаний в прессе могут служить фотографии, исполненные во время работы выставки и хранящиеся сейчас в Филадельфии, в Free Library of Philadelphia.