5 мая в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского состоялось торжественное открытие XII Московского Пасхального фестиваля, который посвящен 70-летию одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны – битве на Курской дуге, проходившей с 5 июля по  23 августа1943 года. Инициатор крупномасштабного мероприятия и его бессменный художественный руководитель всемирно известный дирижер Валерий Гергиев. Отрадно, что нынешний фестиваль начался вслед за открытием 2 мая второй сцены Мариинского театра, который уже двадцать пять лет возглавляет маэстро. Именно в этот день Валерию Абисаловичу исполнилось 60. А накануне президент России Владимир Путин вручил ему золотую медаль «Герой Труда Российской Федерации».

Как водится, перед началом концерта прозвучали трогательные поздравления  в адрес фестиваля и именитого юбиляра. Сначала от митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), известного своими музыкальными сочинениями, в том числе двумя версиями оратории «Страсти по Матфею». Он преподнес Валерию Гергиеву дорогой для него подарок – икону с образом Пресвятой богородицы «Всех скорбящих Радость». А министр культуры РФ Владимир Медынский подчеркнул символичность того, что в этом году Пасха приближена ко Дню Победы, так же, как и в 1945-м, когда православный праздник выпал на 6 мая, непосредственно предшествуя Дню Победы.

Примечательно, что первое отделение концерта началось с исполнения Симфоническим оркестром Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева одного из ранних произведений французского композитора Оливье Мессиана «Вознесение» (1940), состоящего из четырех симфонических медитаций. Если в первой части «Величие Христа, просящего Отца прославить Его» в оркестре звучат в основном медные духовые инструменты (труба, тромбон), то во второй – «Светлая Аллилуйя души, жаждущей Небес» вперемешку с ними  слышатся нежные звуки флейты, а также струнные и ударные инструменты (литавры и парные тарелки). Третья часть «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на кимвалах звонких» начинается с фанфар. А четвертая – «Молитва Христа, восходящего к своему Отцу» демонстрирует плавное, красивое и таинственное вознесение, сопровождающееся долго тянущейся музыкой, полной необычайно трогательного лиризма.

Когда же на сцене в паузе появился рояль, слушатели, предвкушая особое удовольствие, аплодисментами встретили своего любимца – пианиста Дениса Мацуева. Вместе с Симфоническим оркестром п/у Валерия Гергиева он легко, эмоционально и с вдохновением сыграл концерт № 2 для фортепиано с оркестром (соль мажор) П.И. Чайковского (1879-1890), состоящий из трех, как бы не зависящих друг от друга, частей. Поэтому сразу по завершении первой части зал в едином порыве взорвался аплодисментами. Впрочем, так же, как и по окончании произведения. Так что Денису Мацуеву пришлось ответить на скандирование публики: на бис он чисто, тонко и глубоко сыграл камерную «Осеннюю песню» из сюиты «Времена года» П.И.Чайковского (1877-1878).

Во втором отделении  концерта Симфонический оркестр Мариинского театра под ритмичными взмахами рук энергичного Валерия Гергиева вдохновенно, ярко и красочно сыграл сюиту «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. И в ответ получил заслуженные, долго несмолкаемые аплодисменты слушателей, которые приветствовали всех музыкантов стоя…

Можно не сомневаться, что такие же эмоции от симфонической музыки получат слушатели и на других концертах, которые пройдут в рамках Пасхального фестиваля, как в Москве, так и в других городах России. Среди них: Смоленск, Брянск, а также города, где, по словам Валерия Гергиева, развивались самые главные события Великой Отечественной войны и переломные события на Курско-Орловской дуге: Белгород, Тула, Курск и Орел.

Всего за 12 дней должно состояться более 90 концертов в рамках симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ Фестиваля.

Алла Буловинова