Известный писатель Александр Каневский рассказывает о своих новых книгах. Делится своими сомнениями по поводу того, что профессиональных писателей с годами становится все меньше. Отчасти виноват в этом интернет без которого мы уже не мыслим своей жизни.

- Александр Семенович, расскажите, чем в этом году вы порадовали своих читателей, что новенького написали?

– Этот год был для меня довольно продуктивным. Во-первых,в Москве вышел в свет сборник избранного«Человек с того смеха». Я собрал там свои лучшие рассказы и повести, которые уже прошли проверку временем и популярностью, были опубликованы в разных странах, инсценированы, экранизированы, получали международные премии… Во-вторых, в Санкт-Петербурге вышла детективная трагикомическая повесть«Елена Прекрасная».

– Я заметила, что Вы любите этот жанр, трагикомедию.

-Очень люблю, считаю её высшей ступенью комедии, где смешное и трагическое перемешены в многослойном конгломерате.

– Я помню, у вас уже был трагикомический детектив?

Был, он назывался “Кровавая Мэри”. Захотелось вдруг нырнуть в новый для себя жанр и по-своему его разнообразить: добавить к детективной фабуле немного смеха, немного печали, немного эксцентрики и описать героев полновесней и поярче, чтобы даже эпизодические персонажи были “выпуклыми” и запоминающимися. Детектив переиздавали, было много писем с просьбами и даже требованиями написать продолжение. Что я и сделал: в повести “Елена Прекрасная” тот же главный герой-следователь, остроумный, обаятельный, эксцентричный, отнюдь не образцово-показательный, иногда даже шокирующий окружающих своими поступками. Надеюсь, и эта повесть понравится читателям.

– Значит, снова придётся писать продолжение?

– Хочу надеяться. Буду ждать откликов.

– А вы не собираетесь сразу сделать аудиокниги по “Избранному” и по Елене Прекрасной”? Ведь в нашу современную жизнь,сейчас стремительно входят аудиокниги, они экономят кучу времени, их можно слушать, сидя за рулем, готовя обед или даже во время утренних пробежек…

– Согласен. Но думаю, что не успею. Каждый раз, выпустив новую повесть или сборник рассказов, я вскоре узнаю, что по ним уже сделаны аудиокниги и уже продаются…

– Вот так нагло воруют?

Назовём помягче: используют.Правда, даже не поставив меня в известность, не говоря уже о гонорарах. Но я к этому постепенно привык: все мои книги продавались и скачивались на десятках сайтов тоже без моего “добро”.

–  И Вы с этим смирились?

А что, судиться с каждым? Жизни не хватит.И потом, даже если суд присудит мне какую-нибудь сумму, ворующая фирма сразу признает себя банкротом и на завтра откроется под новым названием. Это мне разъяснил один из московских адвокатов, который просматривал сайты и определял рейтинги писателей. Он сообщил мне: “Если бы Вы получали по доллару за каждую скачанную книжку, Вы бы со мной уже не здоровались”. Я растерянно спросил: “Так что мне делать?”  Он ответил: “Гордиться!”  Вот поэтому я только горжусь и не сужусь.

– Грустно, но понятно. Пусть Вас утешает, что две книги за один год – это замечательно. Плюс, я знаю, Вы ещё работаете над пьесой.

Уже завершил, называется”Курортная история”.Я обозначил жанр –   “Водевиль без музыки”. Мы её когда-то задумали вместе с моим покойным соавтором Робертом Виккерсом. После его смерти задумка долго лежала в моём архиве, а в этом году я засел за неё, написал и посвятил памяти Роберта. Что-то похожее произошло и с детской пьесой”Дед Мороз в холодильнике“, которую мы написали вместе с Эдуардом Успенским. Задумали давно, а сейчас завершили, в основном, общаясь по Интернету –  обе пьесы уже опубликованы в сентябрьском бюллетене “Авторы и пьесы” Российского Авторского Общества (РАО). 

– Выходит, третий соавтор у Вас и Успенского – это Интернет?

– Точно. Без него, живя в разных городах, в разных странах, мы бы не смогли сотрудничать.

– Как Вы вообще относитесь к Интернету?

Как можно относиться к трамваю? К автобусу? К электричке?!. Они вошли в нашу жизнь и стали необходимы, со своими плюсами и минусами! То же произошло с Интернетом: он помогает общению, но и отбирает его.Любые сообщения, разъяснения, объявления, указания мы получаем через секунду после отправки по Интернету, с любого расстояния, из любой страны. Он даёт любую информацию, не надо ходить в архивы, заглядывать в словари – всё ты узнаёшь тут же, за письменным столом.  Можно сидя у экрана, дать указания сотрудникам, пообщаться с детьми, поговорить с друзьями.

– Это же замечательно!

Конечно, но… Я ловлю себя на том, что стал реже видеться с близкими людьми, заменяя живое общение вызовами по Скайпу.  А недавно, в компании друзей, которые, наконец, собрались вместе, я наблюдал, как половина из них, сидя за столом, вместо дружеского общения, уткнувшись в айфоны, получала и отправляла эсемески.  Если так пойдёт дальше, скоро мы станем выпивать, чокаясь с экранами, и закусывать форшмаком и блинчиками, выползающими из принтера…И устраивать свадьбы по Интернету, и проводить брачные ночи на разных экранах,и детей не рожать, а сканировать… Я не пугаю, я предостерегаю. Пока это только фрагменты из моего юмористического рассказа “Ах, эта свадьба!”, но… Как сказал один мой приятель; “Интернет – это зараза, которая захватывает тебя и не отпускает!” Я ни в коем случае не против Интернета, я – голосую за него обеими руками – просто надо уметь вовремя от него отойти.Но не у всех хватает силы воли, честно говоря, и у меня тоже.

– Вы активно пользуетесь Фейсбуком?

Очень активно. Нашел много старых друзей, разбросанных по Миру, возобновил прежние забытые знакомства, приобрел кучу подписчиков и постоянно публикую на своей странице новые рассказы, проверяю реакцию читателей.

-А если я задам нескромный вопрос: как сегодня зарабатывают писатели?

Получите нескромный ответ: на гонорары сегодня живёт минимальный процент, остальные где-то постоянно работают, часто не по профессии, где-то периодически подрабатывают… Ведь спрос на книги упал, тиражи резко сократились, издательства осторожничают. Поэтому, даже если писатель регулярно издаёт свои книги, то тиражи их так малы, что гонорары приходится рассматривать под микроскопом. Это тем, кому платят гонорар. А большинству писателей приходится сегодня издавать книги за свои деньги. Всё это из-за падение тиражей

Мне эта ситуация вдвойне обидна, потому что меня всю жизнь кормила только литература, я был членом трёх творческих союзов, нигде и никогда не служил, у меня даже не было трудовой книжки.

Меня печатали большими тиражами, снимали фильмы по моим сценариям, ставили мои пьесы и эстрадные обозрения, я получал большие отчисления за их исполнение через Агентство Авторских Прав. Когда перед отъездом из Москвы начальник ОВИРа потрясённо спросил: «Как же вы жили без трудовой книжки!?” Я ответил: «Очень хорошо жил! – и это было правдой.

Ведь когда-то мои книги выходили, в основном, стотысячными тиражами (Пятьдесят тысяч – было огромным огорчением), то сейчас, когда мой роман “Смейся, паяц!” вышел тиражом в пять тысяч, меня все мои коллеги дружно поздравили.

– Конкретизирую свой нескромный вопрос: как лично Вы существуете теперь как писатель?

Зарабатываю, в основном, своими творческим вечерам, к счастью, пока еще собираю залы. Надеюсь, так будет и впредь.

– Как часто выезжаете в другие страны?

Не так давно летал в Германию, выступал в Берлине, в Ганновере, в Дюссельдорфе, в Мюнхене…Несколько раз выступал в Америке, в Канаде, в Англии… А в Москве, естественно, бываю почти ежегодно.

-Когда опять собираетесь?

– Планирую на Новый год – это мой любимый праздник, когда ждёшь чудо и оно непременно свершается. В этот праздник я впервые почувствовал себя взрослым, когда мне, семикласснику, родители разрешили праздновать его всю ночь, праздник, когда я впервые поцеловал девушку. Новый год и День Победы – это праздники, которые вошли в мою душу и остались там навсегда. Желаю, всем своим читателям как бы совместить эти праздники:чтобы Новый год принёс каждому новые победы, на работе, в личной жизни, в учёбе, и в творчестве, и чтобы каждого впереди ждали много радостных, весёлых неожиданностей, которые расцвечивают и украшают жизнь!

Анжела Якубовская.