0a352befab56891eb8c6add7090cb066_thumb_260.jpgВыставка новых поступлений – особый жанр музейной экспозиции. Это отчет о поисковой и исследовательской деятельности музея; показ и введение в научный оборот произведений, ранее хранившихся в личных коллекциях и зачастую остававшихся неизвестными специалистам и публике; дань признательности частным и корпоративным дарителям и меценатам, благодаря которым музей имеет возможность пополнять и развивать свою коллекцию.

Левитан И.И.
Осенний пейзаж с церковью.
1880-е – начало 1890-х Предыдущая экспозиция приобретений графики была показана в 2000 году и охватывала поступления почти за 35 лет. Настоящая выставка представляет лучшие приобретения в фонды графики с 2000 по 2012 год. По сравнению с предшествующей эпохой значительно изменились условия жизни музея. Теперь пополнение коллекции осуществляется в условиях свободного художественного рынка, роста активности частного и корпоративного коллекционирования. В связи с этим основными источниками новых поступлений стали дары и приобретения за счет пожертвований частных лиц и корпораций, которым по-настоящему важны идеи меценатства. Их усилиями собрание Третьяковской галереи пополнились несколькими первоклассными коллекциями и рядом ценных единичных произведений.
В 2000 году в музей поступила значительная коллекция живописи и графики рубежа XIX–XX веков, завещанная В.Г.Дуловой, которую выдающаяся арфистка, народная артистка СССР много лет собирала вместе с супругом, солистом Большого театра А.И.Батуриным. Большое собрание графических работ М.В.Нестерова поступило в 2004 году по завещанию его дочери, Н.М.Нестеровой. Выдающаяся по художественной ценности и количеству произведений коллекция театральных работ Н.Н.Сапунова была подарена в 2002 году Е.П.Гунст. Значительные монографические коллекции художников П.И.Бромирского, Н.А.Тархова и Н.В.Мещерина – дары Е.М.Кругловой в 2000 году, ОАО “СУАЛ-Холдинг” в 2003 и Н.А.Гагмана в 2006 к 150-летию музея. Юбилейный для Третьяковской галереи 2006 год был отмечен подарками М.И. Зеликмана, а также семьи потомков П.М.Третьякова – Зилоти. Большое собрание альбомов художников второй половины XIX – первой трети ХХ века принес в дар в 2004 и 2007 годах А.И.Боровков. В начале 2010-х в галерею поступил ряд произведений оригинальной и печатной графики, присланных из Франции Николь Ляпин, вдовы внука В.Д.Поленова. Возвращение графического наследия Н.Н.Ге из Швейцарии, рисунков И.Е. Репина из Германии, приобретение выдающейся коллекции книжной гравюры XVII – начала XIX века и произведений И.И.Левитана, А.П.Боголюбова, А.К.Саврасова, Е.Е.Лансере, А.В.Щусева – заслуга членов Общества друзей Третьяковской галереи, в числе которых не только крупные корпорации, такие как ОАО Банк ВТБ, ОАО “Сургутнефтегаз”, ООО “Внешпромбанк”, но и частные лица: Е.Я.Климчук, Г.С.Проскурякова, О.Е.Ячник, Л. Джанадда (Швейцария).

Н.Н.Ге. Голгофа. 1893.
Оборотная сторона
В состав выставки вошло около 200 произведений оригинальной и печатной графики, а также более десятка графических альбомов. Временные рамки показа охватывают период от начала XVII века до 1930-х годов. При создании экспозиции учитывался как хронологический принцип, так и стремление по возможности сохранить целостность поступивших коллекций.
Открывают экспозицию наиболее ранние произведения на выставке – три фронтисписа Евангелия, напечатанного в 1606 году в мастерской А.М. Радишевского. По мнению специалистов, они принадлежат к лучшим образцам печатной графики начала XVII века. Поступившая в музей первоклассная коллекция книжной гравюры XVII – начала XIX века московской и украинской работы качественно повышает уровень собрания печатной графики Третьяковской галереи.
К ценным приобретениям относится двусторонний рисунок О.А. Кипренского 1807 года. На одной стороне листа – редкий в творчестве художника жанр – пейзаж “Вид на усадебный двор мызы Нежинской близ Копорья” (родина О.А. Кипренского), на другой – “Путти с земным шаром” – аллегорическая композиция на тему “vanitas”. Этот раритетный лист был приобретен для музея Министерством культуры РФ.
При финансовой поддержке ОАО Банк ВТБ за рубежом были приобретены две большие коллекции. В 2007 году у графини О.Ф. фон Лилиенфельд-Тоаль (Германия) галерея получила 25 рисунков И.Е. Репина. Рисунки попали к отцу владелицы от Гая Репина, внука художника. Листы охватывают все периоды творчества И.Е.Репина и отражают многообразие его рисовальных пристрастий: портрет, пейзажные зарисовки, иллюстрацию, а также композиционные рисунки, карандашные этюды и наброски, связанные с живописными замыслами. Самую значительную часть собрания составляют произведения портретного характера, добавляющие новые имена в круг моделей Репина.

Моравов А.В.
Портрет А.В.Соколовой. 1909 Второе крупное поступление – 54 графических листа, содержащих вместе с оборотами 70 рисунков Н.Н. Ге. В 1897 году Н.Н. Ге-младший, сын художника, передал в Галерею ряд картин и рисунков отца, но в начале 1900-х из-за изменившихся обстоятельств вывез их в Швейцарию. После его смерти рисунки попали к К. Больману, коллекционеру из Женевы, который многие годы хранил собрание в неприкосновенности. В 2011 году оно поступило в Третьяковскую галерею. Возвращение произведений мастера стало историческим событием. Ныне музею принадлежит самая крупная и полноценная в художественном отношении графическая коллекция Ге, состав которой отражает наиболее сущностные стороны его творчества. Она полностью демонстрировалась в 2011–2012 на юбилейной выставке художника. В настоящую экспозицию включена лишь часть листов, среди которых серия рисунков к “Распятиям” – вершина творчества Ге-рисовальщика.
К важнейшим приобретениям пейзажного жанра следует отнести две работы И.И.Левитана, исполненные пастелью, техникой, в которой наиболее полно раскрывается колористический дар живописца, – “Цветущий сад” (1890–1893) и “Осенний пейзаж с церковью” (1893–1895).
Еще одно пополнение – камерные пастельные пейзажи тонкого и самобытного художника Н.В. Мещерина, которые высоко ценились современниками. При жизни Мещерин, материально обеспеченный человек, хозяин хлопчатобумажной Даниловской мануфактуры, практически не продавал своих пейзажей. 17 живописных и 6 графических работ художника, подаренные Третьяковской галерее Н.А.Гагманом, способствуют возвращению известности забытому имени.

Шишкин И.И. Женщина на опушке
леса (На лесной меже). 1878
Собрание Галереи пополнилось четырнадцатью блистательными работами Н.Н.Сапунова, образцами театрального искусства начала ХХ века. Они были подарены музею Е.П.Гунст, вдовой исследователя и знатока творчества Сапунова Е.А.Гунста, собравшего коллекцию произведений художника.
Открытием для публики станет показ эскиза плафона ресторана Казанского вокзала (архитектор А.В. Щусев) “Россия соединяет Европу и Азию” (начало 1920-х), выполненного Е.Е.Лансере, художником-мирискусником, сочетавшим в этой работе классические традиции плафонной живописи с новой послереволюционной символикой.
Имя выдающегося архитектора ХХ века А.В.Щусева, одного из основоположников неорусского стиля, ранее отсутствовало в собрании Галереи. Такие произведения, как шаблон навершия Царских врат, выполненный совместно с М.В.Нестеровым для церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители милосердия (в настоящее время экспонируется в Третьяковской галерее на Крымском Валу на монографической выставке художника), и эскиз плафона Лансере, ни по масштабам, ни в жанровом отношении не имеют аналогов в музейной коллекции. Подборка архитектурных проектов Щусева и сотрудничавших с ним художников разнообразила собрание галереи, дополнив его ранее не представленными видами графики.
Все демонстрируемые на выставке листы прошли разной степени сложности реставрацию.
Специально к выставке подготовлен аннотированный каталог, включающий обстоятельную статью и 300 цветных иллюстраций. Издание представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого круга ценителей искусства русского рисунка и печатной графики.