17 ноября 2017 года в Главном штабе Эрмитажа состоялся большой разговор о том, как устроено современное искусство в России и мире. Круглый стол «Современное искусство в меняющемся мире. Китай. Россия. США» собрал российских и зарубежных экспертов. Мероприятие прошло в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

В дискуссии приняли участие теоретики и практики современного искусства: заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский; профессор СПбГУ, доктор искусствоведения Татьяна Юрьева; художник Дмитрий Гутов; арт-критик Глеб Ершов и Татьяна Черниговская, профессор СПбГУ, заведующая Лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. В числе международных экспертов – художник Михаил Шемякин, который давно живет и работает в США; Флориан Нот, директор музея и художественной галереи, Гонконгский университет; Альфредориллембург, архитектор, основатель Urban-ThinkTank, профессор Швейцарской Высшей технической школы Цюриха.

Сфера современного искусства включает в себя разнообразные практики и теории. Современное искусство свободно живет на территории театра и кинематографа, музыки и архитектуры, оно задействует весь спектр технологических и медийных возможностей, не довольствуясь традиционными формами репрезентации. В тоже время историческая и политическая подоплека его развития имеет свою специфику. Спектр тем, вопросов и проблем, вынесенных на обсуждение, затронул самые разные сферы современной культуры и искусства: проблемы самоидентификации современного художника, конвертируемость национальных традиций и особенностей, роль искусства в современном мире и его воздействие на общество.

«СПбГУ уделяет большое внимание проекту «Китай. Россия. США», существующему с 2015 года. Мы надеемся на взаимопонимание и расширение границ, – рассказала на открытии дискуссиирофессор СПбГУ, доктор искусствоведения Татьяна Юрьева. – Мир сегодня тяжелый, меняющийся, спасти его может только культура. На нас рухнуло много нового, что мы должны освоить очень быстро. Мы должны дать надежду художникам на современное искусство. И должны убрать агрессию из мира. Должны возродить такие понятия как честь, достоинство и совесть. Сегодняшняя наша встреча важна для победы над хаосом, начиная с этой троицы –  Китай, Россия, США».

Достаточно пессимистический взгляд на развитие современного искусства выразилзаведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский. Для негомир искусства стал гораздо менее интересен в силу победыистеблишмента – некой нормативной позиции в искусстве, которая мешает появлению новых идей и концепций. Кроме того, Боровский дал оценку национальным проектам.

«Китай – Россия – США – это три неудачных примера, – пояснил он. – Мы прекрасно знаем, что китайское искусство – дутое искусство. Что искусство США пережило свой пик в 1960-е годы. Про русское искусство я вообще боюсь говорить. Надо обустраивать свой рынок, свою критику и свой – нет, не истеблишмент – свою аудиторию. Мы не можем создавать contemporaryart в отрыве от аудитории».

Арт-критик Глеб Ершов посетовал на исчерпаемость проекта современного искусства в России и в мире: «Заветы 1968 года, что современное искусство объединит мир и поведет его в даль светлую, не оправдались. Сейчас мир, скорее, разорван и дискретен».

Архитектор Альфредориллембург указал на междисциплинарность современного искусства. Он также выделил новую роль художника, на которого ложится ответственность за интеллектуальную рефлексию. По его словам,  мир становится все более сложным: мы не понимаем этот мир до конца, а этот мир не понимает нас. Современный художник – это скиталец и общественный интеллектуал. В каждом своем произведении художник не просто творит, а создает некий комментарий, выражает современное видение мира.

Эту точку зрения поддержаллориан Нот, для которого современное искусство давно стало политизированным и неразрывно связано с социальными и политическими проблемами в обществе.

Заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская указала на серьезную опасность, связанную с развитием современных технологий. Единственное спасение от угроз современному миру она видит в искусстве.

«То, что произошло за последние 10 лет – это переход к другому виду цивилизации.Мы заигрались в цифровой мир. Все мы сидим в компьютерах, гаджеты в карманах, и с этим ничего не поделаешь. Но виртуальность мира растет. Уже появилось поколение «Googlegeneration». Это дети, которые родились в этом мире, и у них излишне прозрачная граница между реальным миром вещей и виртуальным миром, в котором они проводят все свое время. В этом я вижу серьезную опасность. И, наконец, не надо забывать про игры с геномом.Если у нас есть планы все-таки продолжать быть людьми, искусство – единственное, что нас сможет в этом удержать.Для современного человека искусство – последняя надежда», – констатировала Татьяна Черниговская.