Масштабный выставочный проект, организованный Музеями Московского Кремля, посвящен культуре династии Мин (1368–1644) — одной из самых ярких страниц в наследии Китая. Увлечение искусством, литературой, музыкой, глубокое знание философских и исторических трактатов стало в то время настоящим культом: именно из этого в императорском Китае складывается понятие «ученость». Специалисты называют этот период «культурой интеллектуалов», так как увлечение искусством, литературой, музыкой, глубокое знание философских и исторических трактатов становится настоящим культом.

«Выставка продолжает традицию сотрудничества Музеев Московского Кремля с Шанхайским музеем, которое началось в 2012 году с показа в Шанхае коллекции Фаберже. Затем, в 2015 году, мы представили проект «Оружейная сокровищница русских самодержцев», который за три месяца посетили 642 948 человек — это огромная цифра даже для Китая. В апреле в Москве откроется ответная выставка, посвященная культуре династии Мин — важнейшему периоду в истории Китая. Все вещи, которые увидят гости музея, впервые будут показаны в России и позволят познакомиться с самыми разными направлениями искусства, почувствовать очарование времени», — отмечает Елена Гагарина.

Не только представители аристократического сословия, но и художники самых разных направлений являлись людьми высокообразованными, знатоками и тонкими интерпретаторами искусства более ранних периодов. Источником вдохновения для них служили, прежде всего, произведения мастеров династий Тан (618–907 гг.) и Сун (960–1279 гг.), которые всегда воспринимались как вершина утонченности и изысканного стиля. Прекрасные образцы, которые окажутся в выставочных залах Музеев Кремля, позволят зрителю показать практически все аспекты, которыми славится культура эпохи Мин: великолепный фарфор, живопись, резьба по камню, мебель.

Шанхайский музей является обладателем уникальной коллекции мебели династии Мин. На экспозиции посетители увидят уголок «кабинета интеллектуала», в котором будут представлены разнообразные предметы убранства интерьера – кресло, столики для каллиграфии и для курильницы, этажерка для хранения книг и свитков, отличающиеся красивыми линиями, благородной и качественной резьбой по дереву. Помимо мебели, здесь будут показаны и предметы, которые в Китае называют «сокровищами кабинета» — изысканные тушечницы и сосуды для разведения туши, подставки под кисти и т.д.

Интеллектуалы династии Мин были увлеченными ценителями и коллекционерами произведений искусства. Они старались окружать себя старинными вещами или изделиями, выполненными под влиянием милой древности. Художники успешно переосмысляли старые формы и декор в бронзе и нефрите. В то же время, появляются новые техники — резной лак и перегородчатая эмаль. Экспозиция будет включать изделия, которые являлись не только украшениями интерьера или одежды, но и объектом собирательства.

Несомненно, «визитной карточкой» династии Мин являлся фарфор. Он по праву считается вершиной в производстве “белого золота” и высоко ценится специалистами и поклонниками фарфорового искусства. Именно в это время мастерами разрабатываются великолепные цветные глазури и создается технология надглазурной росписи. Гости выставки смогут полюбоваться изысканным фарфором, демонстрирующим практически все достижения мастеров-керамистов этого периода.

Живопись династии Мин отличается не только особой виртуозной изысканностью, но и реформаторским духом. Посетители познакомятся с двумя живописными свитками, принадлежащими кисти выдающихся художников своего времени. «Снежный пейзаж» художника Вэнь Божэня представляет традиционный стиль живописи, в то время как в работе Сюй Вэя, одного из величайших живописцев эпохи Мин, «Пион, листья банана и камни», чувствуется бунтарский дух автора и почти авангардный подход к типичному сюжету.

Отдельная часть экспозиции посвящена археологическим памятникам — редчайшим ювелирным изделиям и уникальному набору фарфоровых статуэток почетного эскорта из гробницы родственников императорской династии.

Цель выставки — знакомство российского зрителя с настоящим культурным феноменом, с глубоким и разносторонним интеллектуальным миром образованного человека в императорском Китае на примере великолепных экспонатов одного из лучших музеев этой страны — Шанхайского музея.