черный квадратМировая премьера оперы композитора Ильи Демуцкого “Для Черного квадрата” состоялась 27 ноября 2018 года в Новой Третьяковке на Крымском валу – искусствоведы уже признали этот эксперимент одним из самых ярких событий в современном искусстве 2018 года. В финале зрители десять минут вызывали на сцену режиссера, но он предпочел остаться в тени.

Отправной точкой для либретто оперы “Для Черного квадрата”, которое написали Ольга Маслова и Игорь Конюхов, лежит произведение композитора Михаила Матюшина и поэта Алексея Кручёных “Победа над Солнцем”. Эта футуристическая опера была поставлена в 1913 году. Именно в ней в качестве элемента декорации публике был впервые показан “Черный квадрат” Казимира Малевича – одно из важнейших и самых спорных произведений изобразительного искусства XX века. “Черный квадрат” появился на сцене и в 2018 году – и в конце первого отделения оперы Ильи Демуцкого в соответствии с замыслом создателей он затмил Солнце.

Пространство одного из выставочных помещений Новой Третьяковки на три вечера превратилось в зрительный зал, оформленный как картинная галерея на реконструкции: красную ковровую дорожку покрывал целлофан, вместо картин на стенах – пустые рамы, а вместо мягких кресел в зале – простые скамьи. На скамьях зрители обнаружили программки спектакля, оформленные в стилистике газет начала XX века. Актеры в начале спектакля были одеты как строители и работники музея, действие началось буквально с перекуса в перерыве рабочего дня. Оперный жанр предполагает стереотип о дорогих декорациях и пышных нарядах, но Илья Демуцкий и его коллеги представили публике людей, подобных тем, кого они встречают каждый день. В этом обыденном антураже, буквально среди зрителей, развернулась история семейной пары Джона и Джэйн Доу, фоном для которой стала динамично поставленная и сыгранная антиутопия – борьба людей против Солнца за Новый Порядок.

Кульминацией спектакля стал эффектный “выход на сцену” исполнителя главной роли – оригинала картины “Черный квадрат” Казимира Малевича. В начале XX века “Черный квадрат” наделал много шума в художественном мире – в опере Ильи Демуцкого он также появился в шуме и грохоте – в момент падения одной из стен, которая, ко всеобщему удивлению оказалась элементом декорации. Это было настолько неожиданно для зрителей, что некоторые из них даже вскочили со своих мест в зале, а через несколько секунд раздались аплодисменты. “Черный квадрат”, даже спустя столетие после своего появления на свет все еще вызывает сильнейшие эмоции.

В опере “Для Черного квадрата” появились молодые оперные артисты:
– Светлана Полянская – Дива
– Артем Сафронов – Путешественник во времени
– Дарья Телятникова – Джэйн Доу
– Никита Воронченко – Джон Доу
– Артем Крутько и Рустам Яваев – Нерон и Калигула в Одном Лице
– Иван Деревнин – Некий Злонамеренный
– Илья Мелещенко – Фиолетовый
– Юрий Ростоцкий – Би-Ба-Бо

Место за дирижерским пультом занял сам автор – композитор Илья Демуцкий. Партии рояля исполнили Катя Сканави и Владимир Иванов-Ракиевский, в спектакле принял участие хор Intrada (дирижер Екатерина Антоненко). Фэшн-дизайнером постановки стал главный редактор журнала GQ Игорь Гаранин, художником по свету – Иван Виноградов. В конце спектакля все они вместе с автором идеи и продюсером спектакля Виталием Виленским под восторженрые аплодисменты зрителей вышли на поклоны в лучах софитов. Зрители ждали, что в финале будет раскрыто инкогнито режиссера, но он предпочел остаться в тени.

Опера исполняется на английском языке в сопровождении субтитров. 10% выручки от билетов на премьерные показы оперы “Для Черного квадрата” будут перечислены в фонд “Подари жизнь!”

Среди зрителей были замечены: Владислав Флярковский, Чулпан Хаматова, Татьяна Тарасова, Алена Долецкая, Павел Пепперштейн, Софья Капкова, Антон Белов, Александр Цыпкин, Ольга Зуева, Ирина Кудрина, Софья Троценко, представители ведущих СМИ и luxury-брендов.