Пятая Международная конференция по финансовой грамотности и финансовой доступности «Цифровые финансы и их влияние на повышение благосостояния потребителей финансовых услуг» (ФИНФИН 2019) проводится с целью повышения осведомленности и объединения усилий участников финансового рынка  в вопросах доступности финансовых услуг, финансовой грамотности и защиты прав потребителей для обеспечения стабильного развития отрасли, совершенствования регулирования финансового рынка  и повышения доступности и качества финансовых услуг для населения. Организаторами конференции выступают Российский Микрофинансовый Центр и Фонд Citi.

Программа нынешнего мероприятия продолжает дискуссию, начатую при четырех предыдущих конференциях: «Роль финансовой грамотности в повышении доступности финансовых услуг: подходы и практические решения для финансовых институтов» (Москва, 10-11 февраля 2015 года), «Повышение  финансовой грамотности и доступности  финансовых услуг: роль финансового сектора в реализации национальной стратегии»  (Москва, 16-17 февраля 2016 года), «Как повысить доверие потребителей к финансовому рынку?» (Москва, 16 февраля 2017 года), «Стратегии финансовой грамотности и финансовой доступности: новые возможности и риски для потребителей финансовых услуг» (Москва, 13 февраля 2018 года).

Конференции были организованы при поддержке Министерства финансов Российской Федерации и участии представителей Банка России.

В течение  предыдущих четырех лет конференция зарекомендовала себя как уникальная площадка для обмена знаниями и опытом в сфере финансовой грамотности и финансовой доступности, которая объединяет  всех участников финансовой отрасли. Кроме того, благодаря мероприятию впервые стала возможна открытая дискуссия по данным темам с участием финансовых институтов, государственных регулирующих органов и общественных организаций по защите прав потребителей. Прошедшие конференции получили положительные отклики как от участников финансовой отрасли, так и со стороны широкой общественности.

Среди постоянных участников конференции –  представители российских финансовых институтов, российского и международного экспертного сообщества, в частности, специалисты по финансовой доступности и финансовой грамотности, представители национального регулятора и государственных органов власти, эксперты  и активисты в сфере финансового просвещения и защиты прав потребителей, журналисты ведущих СМИ.

Ключевыми докладчиками на конференции станут представители Правительства Российской Федерации; Государственной Думы РФ;  Центрального банка Российской Федерации; Министерства финансов Российской Федерации; международные эксперты – представители Организации экономического сотрудничества и развития; Глобального партнерства за финансовую доступность Группы двадцати, группы Всемирного банка;  Альянса за финансовую доступность; руководители российских финансовых институтов и профессиональных ассоциаций финансового рынка; представители телекоммуникационных и финтех компаний; российские и зарубежные эксперты в сфере цифровых финансовых технологий.

В рамках конференции проводится ежегодное исследование, посредством которого анализируется тот или иной аспект взаимодействия финансовых институтов и потребителей финансовых услуг в сфере финансовой грамотности и финансовой доступности. Результаты исследования обнародуются непосредственно на мероприятии с целью наглядно продемонстрировать текущую роль, обозначить степень вовлеченности и дать объективную оценку деятельности финансовых институтов в процессах повышения финансовой грамотности населения и расширения доступа к финансовым услугам. На основе полученных в ходе исследования данных разрабатываются практические рекомендации участникам финансового рынка.  Материалы об исследовании широко публикуется в средствах массовой информации. В этом году организаторы конференции представят  аудитории мероприятия итоги третьего ежегодного исследования.

Ежегодно конференция собирает более 150 участников, общее количество которых за все время ее проведения превышает 700 человек.

С 2017 года проводятся региональные конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности «ФИНФИН Регион». Региональные мероприятия состоялись в Чебоксарах, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. На каждой региональной конференции побывало не менее 100 участников.

В 2019 году региональные конференции «ФИНФИН Регион» пройдут в Санкт-Петербурге (14 марта) и в Нижнем Новгороде (18 апреля).

Цели и задачи конференции

Финансовая грамотность населения в Российской Федерации все еще остается проблемной сферой. Несмотря на явные позитивные изменения, произошедшие за последние несколько лет  благодаря последовательной политике правительства, регулятора, а также просветительской деятельности общественных организаций и участников финансового рынка, российские потребители по-прежнему не обладают достаточным количеством знаний и навыков для получения финансовых услуг с выгодой для себя и без ущерба для экономики. Согласно исследованию, проведенному Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) в 2017 году, 46% населения Российской Федерации признали свою финансовую неграмотность. В то же время за период с 2014 по 2017 год доходы российских граждан сократились почти на 20%. В сложившихся условиях финансовые институты способны сыграть ключевую роль в обеспечении доступных – в том числе на уровне понимания и навыков использования –  финансовых продуктов и услуг населению страны. Однако зачастую поставщикам финансовых услуг самим не достает знаний, навыков и опыта, необходимых для разработки таких продуктов и реализации мероприятий по финансовому просвещению клиентов.

Развитие цифровых финансовых технологий открывает большие перспективы для расширения доступа к финансовым услугам и повышения финансовой грамотности населения и, как следствие, благотворно влияет на благосостояние всех категорий граждан. Тем не менее, разносторонний  потенциал цифровых финансов пока не до конца очевиден как потребителям, так и финансовым институтам. Со стороны потребителей существует психологический барьер. Большое количество людей, прежде всего из социально уязвимых слоев населения, избегают новых финансовых инструментов, опасаясь потерять те сбережения, которые у них есть, или попросту не доверяя неосязаемым услуге или продукту. Другими словами, их тревожит недостаток или полное отсутствие человеческого контакта при выборе и оформлении финансовой услуги. Кроме того, потребители не всегда понимают и верно воспринимают маркетинговые сообщения и методы, используемые финансовыми учреждениями в продвижении новых продуктов. Ситуация также усугубляется еще новыми рисками для потребителей стать жертвами кибермошенничества или утечки личных данных, что также отрицательно сказывается на уровне их доверия к цифровым финансовым продуктам.

Что касается финансовых институтов, то основным источником проблемы является резко повысившийся уровень конкуренции на финансовом рынке, который заставляет многих сосредоточиться на наиболее прибыльных направлениях деятельности,  на фоне чего теряется интерес к клиентам со средним и низким уровнями дохода. Кроме того, продвижение цифровых финансовых услуг часто не охватывает их возможности для этой категории потребителей. Наконец, не все финансовые институты считают необходимым уделять достаточно внимания созданию дружественных потребителю интерфейсов онлайн продуктов и услуг.

Центральной темой Пятой Международной конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности станет растущая роль цифровых финансовых услуг в улучшении благосостояния населения. Цифровая экономика – это новая реальность. Под влиянием инновационных технологий финансовые продукты становятся более сложными и разнообразными; они все чаще внедряются через иные каналы сбыта. На рынок активно приходят новые поставщики финансовых услуг. Финансовые институты адаптируют свои бизнес модели, обращаясь к сотрудничеству с операторами мобильной связи, поставщиками спутниковых услуг и финтех компаниями. В возникших условиях защита прав и интересов потребителей, основанная прозрачности деятельности финансовых учреждений, наличии понятных механизмов разрешения споров, применении последовательного регулирования и надзора, а также поддержке добросовестных деловых практик, приобретает еще большее значение на финансовом рынке.

Развитие цифровых финансовых услуг будет способствовать расширению географического охвата финансовых услуг; обеспечению прозрачность финансовых потоков; снижению стоимости финансовых услуг; созданию новых, высококачественных финансовых продуктов, отвечающим потребностям различных групп потребителей, включая категории населения с ограниченным доступом к финансовым услугам; увеличению возможностей для информирования и консультирования потребителей финансовых услуг посредством телекоммуникационных каналов, онлайн платформ и автоматических сервисов.

Финансовым институтам совместно с регулятором предстоит адаптировать отраслевые стандарты ответственного финансового поведения с целью минимизации рисков для потребителей, связанных с переходом на цифровые финансовые продукты и услуги. В центре внимания – решение проблемы кибербезопасности, которое потребует комплексного подхода и постоянного взаимодействия всех участников финансового рынка.

Кроме того, на конференции будут представлены результаты исследования о влиянии цифровых финансовых услуг и новых технологий на повышение уровня финансовой грамотности и благосостояния населения, включая людей с низким уровнем дохода. Цель исследования – собрать и предложить финансовому сообществу актуальные данные, наглядно демонстрирующие необходимость разработки и внедрения финансовых технологий с учетом уровня знаний и потребностей потребителей финансовых услуг.

В целом, конференция призвана  придать общественную огласку  и привлечь внимание широкой аудитории к  расширяющимся возможностям и успешным практикам финансовых институтов в сфере повышения финансовой грамотности и обеспечения доступа к финансовым услугам для различных категорий населения, включая людей с низким доходом, в эпоху цифровой экономики.

Ключевые  темы конференции:

  • Стандарты цифровых финансовых услуг и обеспечение защиты прав потребителей в России и за рубежом
  • Этический аспект взаимодействия финансовых институтов и потребителей финансовых услуг в цифровой среде: использование больших данных для моделирования и кастомизации финансовых продуктов
  • Эффективные инструменты финансового просвещения различных категорий потребителей цифровых финансовыми услуг: платформы для самообразования и наставнические ресурсы
  • Финансовые услуги как социальный сервис: переход к многофункциональной линейке услуг для оперативного управления финансами во всех сферах жизни человека
  • Кибербезопасность: защита личных данных потребителей и снижение рисков пользования цифровыми финансовыми услугами.