эрмитаж19 апреля 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», посвященная выдающемуся археологическому открытию всемирно известных древнеримских городов – Помпей и Геркуланума, погибших в I веке в результате извержения вулкана Везувия.

Размеры катастрофы потрясли весь античный мир – долго считавшийся потухшим вулкан погубил все окрестные города и виллы, жизнь в которых остановилась в одно мгновение.  Трагически погибшим Помпеям, наряду с Геркуланумом и многими виллами в их окрестностях, в Боскореале, Оплонтисе, Стабиях, погребенными под слоями вулканического пепла, была уготована особая судьба в истории человечества – сохранить потомкам богатый археологический материал.

Выставка «Боги, Люди, Герои» – масштабный проект Государственного Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпей, включающий более 200 шедевров античного искусства, среди которых и произведения «помпеянского» собрания Эрмитажа. Впервые российскому зрителю представлены всемирно известные памятники – фрески, мозаики, скульптура из бронзы и мрамора, изысканные произведения декоративно-прикладного искусства, предметы повседневной жизни, отражающие религиозную сторону римской жизни и высокий уровень социально-экономического развития общества. Специально отобранные для выставки экспонаты – уникальные предметы из стекла, изделия из бронзы, расписные керамические сосуды, сгруппированные в витринах по типам, материалам и своему назначению, доподлинно воссоздают привычки римлян, живших 2000 лет назад, их быт и досуг, стиль жизни – римский modus vivendi, немыслимый без общественной жизни, посещения театральных представлений и гладиаторских боев.

Главный раздел выставки посвящен античной мифологической традиции, отразившейся в менталитете самих римлян, их верованиях и представлениях о богах и героях, обладавших сверхчеловеческими, обычно дарованными богами, способностями, роли различных божеств и влиянии их на судьбы людей; образам и символам мифологии, воплощенных в знаковых произведениях.

Среди экспонатов выставки мраморная «Голова Юпитера» происходящая из Капитолия, из главного храма Помпей; бронзовая статуя Аполлона; фреска с изображением Дианы; мраморная скульптура Венеры из Виллы Поппеи в Оплонтисе, возможно принадлежавшей супруге императора Нерона – Сабине Поппеи; рельеф из мрамора с Афродитой и Эротом из Дома золотых амуров в Помпеях; фрески «Юнона и Геба» из виллы Сан Марко в Стабиях, «Марс и Венера» из помпейского Дома свадьбы Геркулеса, «Нереида на морской пантере» из виллы Ариадны в Стабиях (сейчас в Национальном археологическом музее), «Дионис и Ариадна на Наксосе» из  Дома Золотого браслета и «Фетида и Гефест» из Помпей.

Прекрасные образцы фресковой настенной живописи, «Геркулес и Омфала» из Дома Марка Лукреция, «Геркулес и Несс» из Дома Кентавра в Помпеях, и «Геракл и Деянира» из виллы Ариадны в Стабиях, рассказывают об одном из самых известных персонажей античной мифологии, культ которого был широко распространен в Римской империи. Образ храбрейшего из героев, участника Троянской войны Ахилла, воплощен в росписях «Ахиллес на Скиросе» и «Ахиллес и Брисеида».

Популярные сюжеты настенных росписей и мозаик включали мифологические сцены, сражения гладиаторов, спортивные состязания, охоту, изображения растений и животных, натюрмортов, сельскохозяйственные мотивы, а иногда в подробных и реалистичных портретах самих римлян. Настенная живопись, использование штукатурки для создания рельефных эффектов нашли широкое применение в общественных зданиях, частных домах, храмах, гробницах и даже в военных сооружениях римлян. Некоторые из них помещались на стену так, как будто это были картины в рамах, другие занимали всю поверхность стены, или, напротив, незначительное место в центре панелей, окруженных орнаментом. Обычно эти изображения копировали картины известных художников или подражали им, причем в распоряжении мастеров имелись специальные каталоги, по которым они могли сориентировать заказчика. Римские художники или, что более вероятно, их клиенты предпочитали натуральные цвета земли, такие как более темные оттенки красного, желтого, коричневого. Синий и черный пигменты были также популярны. Выставка дает прекрасную возможность увидеть все многообразие техник и стилей настенной живописи.

Главная заслуга археологических раскопок везувианских городов и вилл Помпей, Геркуланума и Стабий – материальные свидетельства повседневной жизни древних римлян, прежде почти неизвестные. В этом отношении особая роль отводится разделу экспозиции, посвященной именно людям, где представлены скульптурные и живописные изображения самих римлян, предметы домашнего обихода и досуга, повседневной жизни, декоративные элементы интерьеров римских домов.

Женский мраморный бюст, мужские скульптурные портреты, живописный портрет женщины, изображенный в профиль, мозаика с портретом римской дамы, статуя Голкония Руфа, позволяют представить внешний облик знатных римлян, живших в Помпеях в I столетии н.э.

Особый интерес представляют четыре фрески из имения богатой помпейской дамы Юлии Феликс, со сценами повседневной жизни римлян: «Торговля керамической посудой», «Продажа ткани», «Чтение эдикта», «Наказание ученика», в общих чертах, повествующих о событиях, происходящих на форуме в рыночный день.

Специально отобранные для выставки экспонаты демонстрируют предметы, связанные с бытом состоятельных римлян – бронзовые сосуды для благовоний; высокие канделябры для освещения триклиния (помещения, где хозяин дома принимал своих гостей), нагреватель для воды (самовар), с краном в виде головы льва и тремя лебедями с расправленными крыльями на краю горелки; элементы декора интерьера, мраморные столы. Одним из самых необычных произведений этого раздела является, как правило, располагавшийся в атриуме римского дома, сейф из железа и бронзы со сложными и оригинальными системами закрытия. Здесь также представлен шедевр коллекции Национального археологического музея Неаполя – стеклянная «Синяя ваза», обнаруженная в некрополе Помпей в 1837 году.

Отдельный раздел экспозиции посвящен рядовым горожанам. В витринах показаны всевозможные инструменты, которыми пользовались в I веке н.э. – весы, гири, кирки, топоры, мотыги, серпы, грабли. Привлекает внимание рельефная вывеска из известняка, обнаруженная в Доме матроса, в Помпеях, с изображением строительных инструменты, используемых в то время: отвеса, каменного мастерка, щипцов, зажимов, молотка, зубила, линейки и прочего.

Об увлечении римлян театром свидетельствуют мраморный рельеф с театральной сценой, фреска «Актер с маской», акротерий с комической маской, трагическая маска из Помпей… Страсть к разного рода зрелищам распространялась и на гладиаторские бои. О гладиаторских поединках и их значимой роли в сознании римлян ранней империи напоминают рельеф со сценой сражения гладиаторов и предметы их обмундирования: шлемы, бронзовые кнемиды и поножи для защиты ног.

Более 70 экспонатов выставки происходят из «Помпеянского» собрания Государственного Эрмитажа, насчитывающего свыше 300 античных артефактов из Помпей и Геркуланума, которое сложилось в результате тесных контактов между Россией и Неаполем на протяжении всего   XIX века. Памятники из везувианских городов являлись знаком дружбы императорского дома Романовых и Королевства двух Сицилий. Помпейские древности оказали глубокое возлияние на русскую культуру и искусство. Выставка включает не только произведения, представленные на постоянной экспозиции Отдела Античного мира Эрмитажа, но и предметы из музейных фондов, показанные впервые – это прежде всего образцы римской скульптуры из мрамора и бронзы, произведения из керамики, стекла и кости.

Кураторы выставки: со стороны Эрмитажа – Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения; Андрей Кузнецов, младший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа; со стороны Италии – Валерия Сампаоло, Паола Рубини де Ритис и  Луана Тониола, Паоло Джульерини, директора Национального археологического музея Неаполя, Массимо Осанны, профессора Неаполитанского университета имени Фридриха II; Альфонсины Руссо, врио директора Археологического парка Помпей.

Готовится к изданию научный иллюстрированный каталог на русском языке «Боги. Люди. Герои», который предваряет вступительное слово директора Эрмитажа Михаила Пиотровского; авторы статей – Паоло Джульерини, Альфонсина Руссо, Валерия Сампаоло, Федерика Росси и Анна Трофимова.

К выставке издана брошюра «Помпеи, Геркуланум, Оплонтис, Стабии. Краткий очерк истории и археологии» Александра Бутягина; в скором времени выйдет в свет «Фрески погибших городов. Декоративно-монументальная живопись Помпей, Геркуланума, Стабий и Оплонтиса» Яны Радолицкой (Изд-во Государственного Эрмитажа), авторы – научные сотрудники Отдела Античного мира.