КампанаБлагодаря уникальному сотрудничеству двух мировых музеев выставка впервые за 160 лет представит наиболее выдающиеся произведения искусства, некогда составлявшие Музей Кампаны.

Собрание Джованни Пьетро Кампаны маркиза ди Кавелли (1809 – 1880) считалось одной из самых значительных частных коллекций XIX века. Оно выделялось многочисленностью и качеством входивших в нее экспонатов – античных ваз, предметов из бронзы, в том числе вооружения, античной и ренессансной скульптуры, живописи – всего порядка 12 000 артефактов, многие из которых без преувеличения можно причислить к шедеврам.

Следуя традициям аристократических римских семей, Джованни Пьетро Кампана преумножил скромную коллекцию произведений искусства древности, завещанную ему отцом и дедом. С конца 1820-х до 1850-х годов маркиз провел целый ряд археологических раскопок в Риме, области Лацио и этрусских городах Вейи и Черветери, где ему посчастливилось обнаружить многие из предметов, ставших впоследствии шедеврами его собрания. Эти открытия позволили ему занять видное место в истории итальянской археологии XIX века. Не ограничиваясь приобретениями, сделанными во время раскопок, Кампана активно покупал предметы искусства древности и на антикварных рынках, как лично, так и посредством широкой сети агентов, работавших на него от Этрурии до Сицилии.

Коллекция маркиза Кампаны, получившая название Музеум, благодаря своему энциклопедическому разнообразию и численности, формировавшаяся на протяжении более тридцати лет, которые совпали с движением за освобождение Италии от иностранного господства и ее объединение – Рисорджименто, стала символом национального культурного достояния Италии.

Имя Кампаны стало широко известно в научных кругах, его музей мечтали посетить коллекционеры, аристократы, специалисты и любители искусства. Однако, в ноябре 1857 года, Джованни Пьетро Кампана, который с 1833 года занимал должность директора ключевого финансового учреждения Папской области, ссудной кассы Монте-ди-Пьета в Риме, был обвинен в растрате. Его художественная коллекция была конфискована и выставлена на продажу в 1861 году для возмещения понесенных убытков.

Часть коллекции Кампаны приобрёл император Александр II для Эрмитажа, обогатив его собрание шедеврами античного искусства, сюда вошли «565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие и 77 мраморов» и фрески школы Рафаэля. Значительная часть собрания была продана Наполеону III и в 1863 году передана в Музей Лувр. Произведения коллекции маркиза пополнили также собрания Британского музея и Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Остальное рассеялось среди частных коллекционеров.

Открывают выставку артефакты, найденные маркизом во время раскопок, которые он организовывал в Этрурии и окрестностях Рима, раскрывающие личность Джампьетро Кампаны как археолога, демонстрируя источники пополнения его собрания древностей.

Основная часть экспозиции дает представление о составе коллекции маркиза Кампаны. Произведения искусства расположены по разделам, в соответствии с их описанием в каталоге коллекции «Cataloghi Campana», опубликованном в 1858 году. Согласно этому изданию собрание делилось на двенадцать классов: восемь объединяли предметы искусства древности, а остальные четыре включали живопись, майолику и скульптуру от эпохи Возрождения до Нового времени.

Наряду с шедеврами эрмитажного собрания – знаменитой коллекцией ваз и скульптуры, включающей всемирно известные антики – гидрия «Царица ваз», бюст Антиноя, крышку погребальной урны в виде возлежащего бронзового юноши, статую Афродиты с Эротом, Музеем Лувр представлены такие известные произведения, как этрусский саркофаг супргов, рельефы Кампаны, фрагмент Алтаря мира, этрусские ювелирные украшения, живописные работы Тадео Гади, Паоло Венециано, Доменико Гирландайо.

Наиболее яркое представление о музее Кампаны даёт созданная на основе исторических фотографий реконструкция одного залов музея Кампаны – Экседры, где было выставлено пять античных статуй с бюстом Антиноя в центре.

Завершает экспозицию раздел, посвященный продаже коллекции маркиза Кампаны, и ее судьбе в стенах Эрмитажа и Лувра.

Кураторы выставки:

со стороны Государственного Эрмитажа:

Анна Алексеевна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира, кандидат искусствоведения;
Елена Николаевна Дмитриева, со-куратор, младший научный сотрудник Отдела Античного мира, кандидат искусствоведения;

со стороны Музея Лувр:

Франсуаз Готье, заведующая Отделом греческих, этрусских и римских древностей;
Лоран Омессер, хранитель Отдела греческих, этрусских и римских древностей.

К открытию выставки подготовлено научно-популярное издание «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны» (СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2019. – 80 с : ил.), авторы – А.А. Трофимова, Е.Н. Дмитриева.

Готовится к публикации научный иллюстрированный каталог.