ТибетВ четверг 14 мая в 19.00 в рамках Недели Центральной Азии на официальной странице музея Востока в Youtube состоится онлайн-лекция «Тибетская сакральная живопись».

Когда говорят о традиционной живописи Тибета, то главным образом имеют ввиду живописные свитки – так называемые иконы-тхангка. Их роль в жизни тибетцев, да и всех последователей буддизма ваджраяны была чрезвычайно велика. Для простых мирян это были образы защитников и покровителей во всех житейских делах. Красочные картины позволяли познакомиться с историей буддизма и рассказами о подвигах великих буддийских учителей. Для начинающего буддиста образ на иконе задает правильное направление пути духовного совершенствования, а для  посвященных практиков высокого уровня – это возможность уже в этой жизни выйти за рамки колеса сансары и достичь просветления.

Создание иконы-тхангка – процесс сложный и трудоемкий, состав красок может включать множество компонентов из натурального сырья, в том числе драгоценные камни и металлы. Несмотря на то, что буддийское искусство изначально подчинялось строгому изобразительному канону и по большей части анонимно, художники-буддисты всегда привносили в живописное полотно свое видение мира, свое отношение к запечатленному образу, частичку своей души.

Тибетское сакральное искусство прошло долгий путь развития,  заимствуя на первых этапах художественные приемы и канон пропорций у индийских и непальских мастеров. Начиная с X–XI вв. в Тибете формируются собственные школы живописи, появляются новые стилистические направления, значительно пополняется галерея священных образов, сюжетов, композиций, наконец, возникает новое философское осмысление сакрального изображения.

Лектор: старший научный сотрудник Государственного Музея Востока, хранитель фонда «Предметы искусства Центральной Азии» Нонна Геннадьевна Альфонсо.