Недоросль 2. Фотограф Алексей Андропов«Недорослю» исполнилось 5 лет: спектакль театра Г.Чихачёва сыгран в рамках юбилейного фестиваля А.Журбина.

Оперетта-водевиль «Недоросль» в постановке Московского музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева на сцене уже 5 лет – как-никак, юбилей, и можно утверждать, что спектакль прошёл проверку временем и зрителем. Его декабрьский показ вошёл в программу юбилейного фестиваля композитора Александра Журбина «Серьёзно и легко!».

«Конечно же, в зале всегда много школьников, классов, – говорит руководитель театра и режиссёр Геннадий Чихачёв. – Мы создали спектакль таким, чтобы он была интересен разной аудитории, находил отклик и у подростков, и у взрослых. И сама пьеса, и её сценическое воплощение пробуждают противоречивые чувства – за острым юмором и водевильным задором скрываются размышления о вечных русских проблемах».

Да, спектакль этот – не только сатира, беспощадно высмеивающая пороки, но и смелая попытка осмыслить темы, затронутые Фонвизиным, в условиях современной российской действительности: противопоставить невежеству знания и мудрость, беззаконию – благородство и честь, тирании – искреннюю любовь.

Спектакль смотрится очень легко. В нём много смешных моментов. Яркие образы героев подчеркиваются неординарными костюмами и реквизитом. В спектакле нет второстепенных ролей. Скучные и неестественные в пьесе Фонвизина положительные герои в спектакле становятся живыми и яркими личностями. Стародум – человек дела, практик, искренне любящий свою племянницу. Софья – очаровательная немного наивная молоденькая девушка, а Милон – блестящий благородный офицер. Наряду с героями комедии Фонвизина – супругами Простаковыми, Митрофанушкой, Софьей, Милоном, Скотининым, Стародумом, Правдиным и другими – главным действующим лицом выступает Екатерина II. Почти всё, что героиня произносит на сцене – компиляция фраз, когда-либо сказанных самой Екатериной II.

Но симпатии зала все-таки завоевывают отрицательные герои. Простакова, Простаков, Скотинин и Митрофанушка вне конкуренции! В пьесе подняты вечные проблемы слепой любви родителей к чаду, неуважения друг к другу, иждивенчества, нежелания думать, недостатка образования. Размах постановки поражает воображение. В декорациях к спектаклю ​ объединены в одно целое два плана: Дворцовый мост с видом на шпиль Петропавловской крепости и ветхая усадьба Простаковых. Гениальная социальная сатира для своего времени, в прочем, актуальная и сегодня.

​Композитор Александр Журбин, кажется, знает, почему «Недоросль» в режиссуре Геннадия Чихачёва получился столь удачным: «С театром Геннадия Чихачева меня связывает давняя дружба. Здесь много лет играли мой мюзикл «Униженные и Оскорбленные», и я всегда получал огромное удовольствие, приходя на этот спектакль. 6 лет назад Чихачев обратился ко мне с предложением написать мюзикл по классической комедии Фонвизина «Недоросль». И дал уже готовое либретто. Если честно, я не люблю готовые либретто. Я люблю совместное творчество, когда я подключаюсь к работе на ранней стадии и принимаю участие и в драматургии, и в поэтической части. Но в данном случае либретто было хорошее (Лев Яковлев – опытный драматург), и все пошло легко. Я написал музыку довольно быстро, за два месяца, и переделки были незначительные. Особенно мне понравился ход с участием самой Екатерины второй, которая была и заказчиком произведения, и его жестким критиком. Это сочетание двух линий – дворцовой и театральной, – по-моему, получилось очень удачным. И, конечно, я не могу не отметить оркестр театра Чихачева под руководством Владимира Янковского. Это поистине – сердце этого театра, которое бьется в ритме музыке и заводит как артистов, так и зрителей. Я желаю удачи театру и долгой жизни спектаклю».

Живая музыка композитора Александра Журбина в исполнении симфонического оркестра, прекрасные голоса актеров и качественное либретто сделали спектакль, который смело можно рекомендовать современных школьников, которым предстоит прочитать комедию «Недоросль» Дениса Фонвизина.