Эрмитаж13 июля 2021 года в Пикетном зале Зимнего дворца открывается выставка «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа», организованная Государственным Эрмитажем и Музеем Торвальдсена в Копенгагене. Выставка приурочена к 250-летию со дня рождения выдающегося датского скульптора, одного из ведущих мастеров эпохи неоклассицизма.

По словам Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, «преодолевшие границы пандемии рисунки замечательного скульптора-классициста, гордости Дании Бертеля Торвальдсена, дали повод интеллигентно показать их в диалоге с его же прекрасными рельефами на своеобразную тему покорения стихий Амуром и напомнить об этом великом «эрмитажном» скульпторе, смотрящем на нас с потолка Зала Юпитера и изящно противостоящем своему главному сопернику ‒ Антонио Канове в Галерее истории древней живописи Нового Эрмитажа.

Образ художественного общения с Данией для Эрмитажа, конечно же, неразрывно связан с памятью особо почитаемой нами императрицы ‒ Марии Федоровны, датской принцессы Дагмар, чей прах совершил недавно обратное путешествие в Петербург, чтобы вторично упокоиться в Петропавловском соборе. Торвальдсен здесь ‒ тоже дома». Впервые в одном выставочном пространстве представлено восемь скульптурных произведений ‒ шесть мраморных рельефов и две мраморные статуи из коллекции Эрмитажа и восемнадцать рисунков из собрания копенгагенского музея. Открывает экспозицию редкий в творчестве Бертеля Торвальдсена «Автопортрет», выполненный в 1811 году, когда скульптор уже приобрел репутацию одного из ведущих мастеров своего времени. Творческое наследие Бертеля Торвальдсена, как скульптурное, так и графическое, включает в себя большое количество произведений, созданных под влиянием античной мифологии. Среди них представленная на выставке мраморная статуя «Ганимеда» ‒ прекрасного юноши-виночерпия на Олимпе, чья история неоднократно встречается в античной литературе, в частности в «Метаморфозах» Овидия.

Бертель Торвальдсен не бывал в Санкт-Петербурге, но его имя и произведения высоко почитались в стенах Императорской Академии художеств и в великосветских гостиных. Русские художники, продолжавшие свое обучение в Италии, заручались рекомендательными письмами к нему. В Новом Эрмитаже, открытом в феврале 1852 года, один из залов новейшей скульптуры был украшен портретным медальоном с профилем Торвальдсена, размещенном рядом с подобными портретами выдающихся скульпторов, – Микеланджело (1475‒1564), Антонио Кановы (1757‒1822), Христиана Даниэля Рауха (1777‒1857).