Стремление футуризма к поиску образных средств, созвучных веку технического прогресса и высоких скоростей, приобрело поистине интернациональный характер после появления знаменитого манифеста Филиппо Томмазо Маринетти в 1909 году. Творческая программа итальянского футуризма в 1910-е годы нашла отклик в разных странах мира, включая Россию. В своих манифестах и выступлениях на диспутах отечественные художники стремились отстаивать самобытность русского варианта этого направления, ярко проявившего себя как в изобразительном искусстве, так и в литературе.

Выставка в Русском музее объединит работы итальянских и русских футуристов, что позволит ощутить своеобразие каждой из двух национальных версий этого масштабного творческого движения. Основополагающие произведения итальянского футуризма показаны в диалоге с такими же знаковыми работами отечественных мастеров. Это даст возможность зрителям увидеть их сходство и различия и лучше понять эпоху авангардистских экспериментов, охвативших всю Европу.

Впервые в России будут показаны шедевры итальянского футуризма из собрания Маттиоли (Милан): 26 уникальных произведений Д.Балла, У.Боччони, К.Карра, Л.Руссоло, Д.Северини, М.Сирони и др., ставших знаковыми для историко-культурного контекста, в котором зародился итальянский футуризм. Рядом с ними в экспозиционном пространстве предстанут произведения живописи и графики из собрания Русского музея и частных коллекций Москвы. Авторы этих работ – Д.Бурлюк, Н.Гончарова, А.Лентулов, К.Малевич, Л.Попова, И.Пуни, О.Розанова, Н.Удальцова, А.Экстер и другие известные представители русского авангарда.