ЕгипетВ рамках Года Египта в России в Государственном Эрмитаже пройдет День Египта, одним из главных событий которого станет открытие двух выставок – «Египет в Эрмитаже. Мумия меняет имя» и «Египет в Эрмитаже. После мумий». Открытие обеих выставок пройдёт онлайн, благодаря чему каждый сможет принять участие в торжественной церемонии, проходящей обычно в закрытом формате.

Временная выставка «Мумия меняет имя» знакомит зрителя с интереснейшей частью египетской коллекции Эрмитажа – саркофажными комплексами эпохи XXV – XXVI династий. Экспонаты выставки «Египет в Эрмитаже. После мумий» отражают эволюцию египетского искусства, начиная с поздней античности, и заканчивая поздним средневековьем.

Египет – единственная в мире страна, история которой продолжается на протяжении пяти тысяч лет, причём практически без изменения территории. Первая часть его истории – фараоновская, уходящая во времена до формирования государства, – заканчивается вхождением Египта в состав Римской империи и существованием в качестве её провинции. Чётко определить дату конца древнего Египта невозможно, он умирал долго и медленно, поэтому принято расценивать как таковую указ императора Феодосия I о закрытии языческих храмов и появление последней иероглифической надписи – конец IV века н. э., хотя культы древних богов просуществовали ещё полтора века. Второй большой период истории Египта – христианский. Христианизация началась уже в I веке н. э., первым вероучителем был евангелист Марк, а в IV веке, при императоре Константине I, христианство обрело статус государственной религии. Этот период, когда Египет был частью Византийской империи, принято называть коптским (араб. кубт «египтянин», восходящее, в свою очередь, к греч. айгюптос). В 639–641 годах Египет был завоеван арабами под командованием Амра ибн ал-Аса, и начался третий, продолжающийся доныне, мусульманский период его истории.

В Эрмитаже представлены все три великие цивилизации Египта. Коллекция древностей охватывает периоды от палеолита до Рима и включает памятники, главным образом, погребального и храмового характера. Коптская коллекция принадлежит к числу лучших в мире; её наиболее важной частью являются ткани, происходящие из погребений, но имеются и бытовые вещи. Памятники арабского Египта разнообразны – от предметов роскоши до мелочей обихода – и входят в контекст гораздо более широкого круга общемусульманской культуры.