Премия «Просветитель» вместе с фондом ВЦИОМ провела исследование аудитории научно-популярного контента и особенностей его потребления. Оказалось, что больше всего россияне интересуются астрономией, космосом и вопросами медицины, предпочтение отдают просвещению в цифровом формате и не всегда могут отличить научно-популярную литературу от просто популярных или околонаучных изданий. В онлайн-опросе ВЦИОМ принимали участие респонденты из России старше 18 лет: они ответили на вопросы о предпочитаемых темах в научпоп-литературе, о том, чьим рекомендациям в выборе этого контента они следуют, как выбирают и как оценивают контент.

Среди тех, кто интересуется наукой и научными открытиями, большинство смотрит передачи, интервью и другие материалы по телевизору (69%), в социальных сетях (59%) и на каналах блогеров (53%). Само определение научно-популярной литературы как жанра вызывает трудности: многие респонденты к научпопу причисляли фантастику, книги по саморазвитию, эзотерике и др. Более трети участников опроса (38%) без подсказки назвали авторов / книги, которые, на их взгляд, относятся к научно-популярному направлению. 23% респондентов вовсе не знают, какие книги относятся к научпопу, а 39% затруднились ответить на вопрос. Среди авторов научно-популярной литературы самыми узнаваемыми оказались Хокинг, Докинз, Перельман.

При выборе книги «читатели» смотрят на тему (65%), слог изложения и авторский стиль (41%) и автора книги (35%). Большую роль (этот критерий выбора оценили в 6,7 баллов из 10) играют также рекомендации близкого круга: друзей, коллег, знакомых. А вот к рецензиям и советам консультантов прислушиваются меньше всего (роль этого критерия оценили в 5,2 и 4,9 соответственно). Узнают же о новинках научно-популярной литературы «читатели» в основном через сайты (52%), близкое окружение (35%) и социальные сети (35%). А те, кто предпочитает «некнижный» контент, — по телевидению, на сайтах в интернете и в социальных сетях. Молодежь 18–24 лет чаще других возрастных групп обращает внимание на рекламу (23%) и получает информацию из подкастов (25%). А опрошенные 25–34 лет — из обзоров блогеров (31%) и книжных приложений (24%). «Читатели» 60 лет и старше чаще других узнают о новинках по телевидению (33%). Более половины «читателей» (57%) и «нечитателей» (53%) считают, что на рынке достаточно научно-популярной литературы. О дефиците заявили 16% «читателей» и 12% потребителей «некнижного» научпопа. Обе аудитории среди наиболее ожидаемых тем назвали астрономию (в том числе по теме Вселенной и космоса), медицину и здоровье человека.