Пушкинский музей при поддержке банка ВТБ представляет выставку-посвящение братьям Морозовым — завершающую в череде проектов об этих великих коллекционерах в России и Франции. Созданные Михаилом (со страстью и эмоциональностью) и Иваном (с упорством и уверенностью знатока) собрания были одновременно практикой и мечтой, плодом напряженного труда и медитации. По замыслу Ивана, его коллекция должна была стать идеальным музеем, продуманным до мелочей. В образе выставки, на время объединив французскую и русскую части собраний братьев, мы постарались представить, каким мог бы стать такой музей на протяжении ХХ столетия — в те годы, когда развивалась архитектура модернизма — благородно-сдержанная, немногословная и настраивающая на созерцание собранных московскими коллекционерами шедевров.
До революции увидеть собрание Ивана Морозова, насчитывавшее 181 работу иностранных мастеров и 407 — русских, было не так просто, как открытый для посетителей дом Щукина: короткие сеансы были доступны лишь по воскресеньям. В конце 1918 года коллекция подверглась национализации и стала Вторым музеем новой западной живописи; впоследствии именно в доме Морозова на Пречистенке расположится Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ).
Выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» не только открывает публике собрания двух братьев в беспрецедентном объеме, но и служит поводом для размышлений о целой плеяде покровителей искусства конца XIX – начала XX века. Как и всякие частные собрания, коллекции Морозовых демонстрировали вкусы и особенности темперамента их владельцев. Но в то же время эти собрания были зеркалом своей эпохи, в котором отражались новейшие тенденции в развитии искусства и приоритеты наиболее прогрессивных меценатов того времени. Важной особенностью собрания младшего брата, Ивана, был её систематический характер – коллекция имела все шансы стать настоящим музеем современного искусства.