изразец13 апреля в Музее Москвы откроется выставка «Отдаждь мне первенство», на которой будут представлены печные изразцы первой половины XVIII века. Они были найдены 2015 году сотрудниками Мосгорнаследия Георгием Костаняном и Екатериной Трегубовой во время реставрационных работ в здании палат купцов Журавлевых на Пятницкой улице. Уникальная коллекция из 914 экземпляров в 2018 году поступила в собрание Музея Москвы. Посетители увидят самые интересные из них и узнают историю изображенных на изразцах сюжетов. Выставка «Отдаждь мне первенство» будет проходить в пространстве экспозиции «История Москвы для детей и взрослых».

Название выставки «Отдаждь мне первенство» отсылает к библейскому сюжету: эти слова Иаков обращает к своему брату-близнецу Исаву, которому предлагает передать ему «первородство» (старшинство) в обмен на чечевичную похлебку. Два лицевых изразца из коллекции музея изображают именно этот сюжет — их можно будет увидеть на выставке. Так же названа и книга Владимира Берковича, Константина Егорова, Ольги Кузнецовой и Евгения Маралова, посвященная научной интерпретации найденных изразцов. Куратор выставки и научный сотрудник Музея Москвы Екатерина Святицкая выступила одним из консультантов издания.

XVIII век стал переломным для изразцового искусства в России: в начале столетия на смену рельефным полихромным русским изразцам в знатные дома пришли ровные сине-белые голландские плитки — кафли.

Сюжеты этих изразцов были разнообразны, каждый представлял отдельную историю. Из эпизодов складывались целые изразцовые повествования, в которых картинки иногда дополнялись пояснительными надписями. Нередко на изразцах воспроизводились библейские рассказы, сюжеты из модной в то время античной мифологии, а главным персонажем стал человек.

К середине XVIII столетия голландская сине-белая гамма росписи выходит из моды, и рисунок вновь приобретает полихромность. Покрытые роскошными изразцовыми изображениями печи становятся привычным и эффектным элементом внутреннего убранства помещений. Работой по проектированию печей занимались даже самые знаменитые архитекторы того времени — Дмитрий Ухтомский, Василий Баженов, Доменико Жилярди и Матвей Казаков.