Новый аналитический обзор Фонда Росконгресс «Валютные союзы – альтернатива однополярному миру?» раскрывает понимание процессов формирования и функционирования валютных и монетарных союзов, их региональных особенностей и перспектив развития на фоне изменения геополитической ситуации и расклада сил в мировой торговле.

В конце ХХ века с развитием мировой экономики, международной торговли и усилением роли США в них, встал вопрос о поддержке экономик стран, которые не могут на равных конкурировать с «экономическими гигантами». Валютные союзы, по мнению экспертов, должны были решить проблему путем объединения таких стран. Территории, входящие в союз, получают стабилизацию курсов национальных валют, снижение транзакционных издержек, развитие экономических связей в рамках союза и за его пределами и инвестиционную привлекательность. При этом они теряют большую долю самостоятельности в проведении валютно-финансовой политики, что приводит к упразднению национальных валют. Ярким примером такого союза является Европейский союз с единой валютой для всех стран – участниц зоны евро.

Американский доллар лежит в основе монетарного союза, в который входят 14 стран. Китай, Гонконг и ряд ближневосточных государств, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ и Катар, поддерживают фиксированный курс своих национальных валют к американской. Из этого перечня видно, что долларовый монетарный союз отражает долгосрочные внешнеполитические приоритеты Соединенных Штатов.

На сегодняшний день позиции доллара в международной экономике остаются прочными. На него, судя по последним данным МВФ, приходится почти 60% официальных валютных резервов. Вес доллара последние 20 лет постепенно уменьшается, но темпы снижения составляют десятые доли процента в год. Доля юаня, который часто называют альтернативой американской валюте, в международных резервах меньше 3%. Что касается международного валютного рынка, то американский доллар по объемам торгов также занимает первое место с большим отрывом. Доля юаня за 2019–2022 годы выросла практически вдвое и достигла 7%. Заметную конкуренцию доллару в настоящий момент составляет только евро. Тесная интеграция между 20 странами еврозоны позволяет снизить издержки межстрановой торговли внутри блока и стимулирует экономический рост.

С ростом самостоятельности политики стран Ближнего Востока и Латинской Америки активизировались усилия по созданию собственных валютных союзов, которые будут ориентированы не только на доллар США или евро, но и на валюты других стран мира. О готовности рассмотреть идею формирования общего валютного пространства говорят и в странах ЕАЭС. Однако создание стабильно функционирующих валютных союзов требует существенной гармонизации входящих в них экономик, что является крайне трудоемкой задачей. Даже евроэксперимент, подготовка к которому шла с 1979 года, в 2010-2012 годах столкнулся со сложностями. Для создания единого средства расчета в новых макрорегионах потребуется вначале сформировать общее экономическое пространство с гармонизированными торговыми, налоговыми и банковскими правилами. Этот процесс займет десятки лет из-за разности в экономическом развитии стран, и ожидать, что новые союзные валюты начнут играть заметную роль в глобальной экономике, можно не раньше 2035-2040 годов.