Восток19 мая Государственный музей Востока представляет выставку “Свет золотой луны”. Лаковое искусство Мьянмы», приуроченную к 75-летию независимости Республики Союз Мьянма. Это первая в России полномасштабная экспозиция, демонстрирующая произведения пан-юн, как в Мьянме называют лаковое ремесло. По классификации ряда ученых этой страны оно входит в «десятку цветов искусства», самых важных традиционных видов художественного творчества, ярко отражающих особенности национальной культуры. На выставке представлено более 100 лаковых изделий XVIII–XX веков из собрания Музея Востока.

Экспозиция откроет перед зрителями некоторые страницы из истории и технологии лакового производства, восходящего к 1-му тыс. н.э., когда на территории Мьянмы процветали крупные политии народов пью и монов. Уже тогда лак использовали в декоре культовых памятников. Как самостоятельное искусство пан-юн начинает складываться в XI–XIII вв., в период существования Пагана – первого мьянманского государства, а подлинного расцвета достигает при династии Коунбаунов (1752–1885). Изделия из лака всегда очень высоко ценились. Их делали по специальным королевским заказам, преподносили послам, знатным иноземцам, включали в состав даров другим правителям. Жители дарят их друг другу в знак признательности, гостеприимства, пожелания благополучия. Существует поверье, что если все члены семьи едят из одной лаковой посуды, то это является залогом прочных семейных уз.

Широкое применение лака, называемого в Мьянме, как и само лаковое дерево, титси (лат. Gluta usitata), основано на его замечательных свойствах. Он делает поверхность изделий водонепроницаемой, теплостойкой и прочной, защищает от гниения и насекомых, он декоративен, легко полируется и долго сохраняет блеск. На выставке можно увидеть предметы, показывающие длительный и трудоемкий процесс производства лаков, насчитывающего до 40 этапов. Основу объемных изделий обычно выплетают из бамбука, иногда добавляют конский волос, как в демонстрируемых чашах для чая, стенки которых настолько эластичны, что края их почти без повреждения можно соединить друг с другом. Для мебели, картин, культовых произведений используют дерево. Нанесение на основу слоев грунта, состоящего из смеси лака с опилками, глиной, костяным пеплом, рисовым отваром и даже с высушенным навозом, состоит из множества процедур. И лишь затем приступают к орнаментации.

На выставке представлены также станковые лаковые картины – новый вид в искусстве пан-юн, начавший развиваться с середины XX века. Это было связано с влиянием европейского изобразительного искусства и лаковой живописи Вьетнама. Вместе с тем мьянманские художники опирались и на свои давние традиции. Расцвет этого вида пан-юн падает на 1960–1990-е гг., которыми датируются все картины из собрания Музея Востока. В их тематике буддийские образы закономерно занимают главное место. Экспонируемые на выставке произведения позволяют в достаточно полной мере оценить самобытную художественную систему пан-юн с ее техническими приемами, формами и канонами украшения лаковых изделий Мьянмы.