5 декабря 2012 года в 17:00 в Мемориальной усадьбе Ф. И. Шаляпина состоится открытие выставки «Русские сезоны Сергея Дягилева», посвященной 140-летию великого импресарио.

Дягилевский гений имеет много имен, его называют и «великий импресарио», и «балетный маг», и «Петр I русского искусства»… Не написав ни книг, ни партитур, Дягилев навсегда остался в истории культуры. Энергия действия переполняла его. «Вокруг Дягилева движения больше, чем на улицах Парижа», – говорили друзья.

В течение 20 лет с 1909 по 1929 г. С. Дягилев стоял во главе независимой театральной антрепризы, прославившей русское искусство во всем мире. Это 20-летие можно назвать Золотым веком русского балета. Потому что случилось невероятное. Дягилев собрал вокруг себя самых передовых на тот момент художников, артистов и композиторов, искавших для искусства новый язык. Сплотил их вокруг общей «мирискуснической» идеи красоты, воплощенной в танце. И позволил русскому искусству совершить не то что прорыв, а гигантский скачок, определивший пути развития музыки и балета практически на 100 лет вперед.

Выставка «Русские сезоны Сергея Дягилева» – копродукция ВМОМК имени М. И. Глинки и коллекционера, искусствоведа и мецената, директора БФ «Дом Дягилева» Игоря Махаева. В прошлом балетный танцовщик, И. Махаев много лет собирает материалы, связанные с историей «Русских сезонов» – на стендах представлена вся их история в фотографиях, копиях афиш и программ. В витринах находятся подлинные раритеты: автограф романса 15-летнего Сережи Дягилева, его чашка-самоварчик, автограф Тамары Карсавиной, уникальные программки, расписанные К. Сомовым, и многое другое.

Музыкальную и художественную сторону Дягилевских сезонов олицетворяют экспонаты из фондов ВМОМК. Среди них – роскошные издания клавиров опер и балетов русских композиторов, автографы и рукописи, шаржи братьев С. и Н. Легат на участников антрепризы, эскизы декораций и костюмов Н. Рериха, А. Бенуа, К. Сомова, Ф. Шаляпина, Б. Анисфельда и К. Коровина. Впервые демонстрируются листы репетиционного материала из библиотеки С. Дягилева.

Сегодня, когда мир искусства очередной раз находится на распутье и ищет путей обновления, очень важно помнить, что революционный переворот в искусстве по силам совершить обычному человеку с юридическим образованием, которому вздумалось писать искусствоведческие статьи, – как это было с Сергеем Павловичем Дягилевым.

Выставка будет открыта до 20 декабря 2012г. в Мемориальной усадьбе Ф. И. Шаляпина (Новинский бульвар, 25-27).

Начало «Русским сезонам» было положено в 1906 г., когда Дягилев привез во Францию выставку русских художников. В 1907 г. в Гранд-Опера состоялась серия «Исторических русских концертов» с участием Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинов. А. Глазунов, Ф. Шаляпин. Собственно «Русские сезоны» начались в Париже в 1908 г., когда были исполнены оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» с Ф. Шаляпиным в главной роли, «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А. Бородина. Затем Дягилев посвятил себя балетным постановкам. Он приглашает в свою антрепризу выдающихся балетмейстеров и танцовщиков, среди которых М. Фокин, А. Павлова, В. Нижинский, Т. Карсавина, Е. Гельцер, Л. Мясин, С. Лифарь. В оформлении спектаклей участвуют художники объединения «Мир искусства»: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих, Н. Гончарова, в Париже к ним присоединяются Жорж Брак, Анри Матисс, Пабло Пикассо. Дягилев познакомил Европу с музыкой М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, и открыл миру молодых гениев – И. Стравинского и С. Прокофьева.